Народы России веками притирались друг к другу

28/01/2017 11:56

- В России немало организаций занимается реализацией межнациональных отношений. Не могли бы Вы рассказать, чем Ассамблея народов России отличается от других? В чем ее главная специфика и основные задачи?

Смирнова: Ассамблея народов России на протяжении 18 лет действует как единственный в стране крупный межнациональный институт гражданского общества, выполняющий объединительную функцию, реализующий задачи сохранения и укрепления мира и согласия между народами России, поддерживая и пропагандируя традиции и достояние культуры всех этносов и конфессий России. Ассамблея создана 8 июля 1998 года в соответствии с Концепцией государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 909 от 15 июня 1996 года, как один из важнейших механизмов реализации национальной политики страны. Это общественная организация, в состав Совета которой входят представители большинства народов страны, руководители федеральных национально-культурных автономий и общероссийских общественных объединений, ведущие эксперты в сфере национальной политики.

Основная задача Ассамблеи — налаживание диалога между органами государственной власти и этнокультурными объединениями, участие в законотворческом процессе и миротворческой деятельности.

Девиз Ассамблеи народов России: «Дружба народов — единство России»

Ассамблея реализует различные социально значимые проекты и программы, а также в качестве соорганизатора или партнера ежегодно поддерживает многочисленные проекты, осуществляемые федеральными и региональными национально-культурными объединениями, нашими региональными отделениями на всей огромной российской территории. Можно долго рассказывать о наших масштабных проектах – например, Конгрессы народов России с различной тематикой, Общероссийские молодежные форумы «МЫ-РОССИЯНЕ», Общероссийская Школа молодого лидера, Всероссийский фестиваль национальных культур «Радуга России», который проводился в Нижнем Новгороде более 10 лет, начиная с 2003 г. Радостно видеть, как молодеют по составу и как растут по количеству участников праздники и фестивали народной культуры, например, Всероссийский конкурс «Поющая Россия» в Ульяновске.   Ежегодно появляются новые проекты: только что завершился Второй Всероссийский конкурс «Поем на родном и государственном» - совместный проект Общероссийского объединения корейцев и Ассамблеи народов России.  Всё это -  лишь малая часть огромной работы по сохранению и развитию многонациональной культуры, ведь очень многое делается также в части сохранения и развития языков и литератур народов России, художественных ремесел, поддержки литераторов, музыкантов, художников -  наших современников.

С 2014 года осуществляет свою деятельность Ресурсный центр Ассамблеи народов России в сфере национальных отношений.

Создан Научно-экспертный совет при Ассамблее народов России под руководством академика В.А. Тишкова.

В реализации государственной национальной политики Ассамблея народов России, единственная межнациональная площадка, решает триединую задачу: организует диалог между национальными объединениями, организует их диалог с органами власти, организует методическую поддержку как власти, так и лидеров НКО по вопросам государственной национальной политики. Нашей главной задачей остается укрепление общероссийского общегражданского согласия и единства российской нации.

 

- С какими проблемами Ассамблее приходится сталкиваться в своей работе?

- Сфера межнациональных отношений и сегодня остается, пожалуй, самой сложной и деликатной сферой общественных отношений, требующей постоянного чуткого внимания, глубокого изучения, целенаправленного регулирующего влияния и оперативного реагирования на малейшие подвижки в национальной среде.

Совершенно очевидно, что в такой многонациональной стране, как Россия, насущно необходим компетентный, авторитетный, духовно-нравственный центр, способный, во-первых, оперативно и чутко рефлексировать на все проблемные проявления в сфере межнациональных отношений и давать им соразмерную оценку, во-вторых, принимать необходимые  меры по недопущению любых несправедливых действий на национальной почве, искоренению националистических, сепаратистских, экстремистских и прочих противоправных проявлений, и, в-третьих, вырабатывать стратегию дальнейшего развития межнациональных отношений, готовить предложения по совершенствованию межнациональной политики, правовых основ межнациональных отношений.

Пока в России такого центра нет.

В этом году Ассамблея народов России отметила своё 18-летие. На её счету много замечательных дел, крупных свершений и начинаний. И всё же, надо признать, что Ассамблея пока не стала полномочным и полноценным представителем всех народов России, радеющим за их общее благо, реальным механизмом рассмотрения и разрешения возникающих на межнациональной почве вопросов.

Ограниченные, весьма скромные возможности Ассамблеи не позволяют ей иметь разветвлённую инфраструктуру, способную чутко и оперативно реагировать на возникающие проблемы, а также квалифицированный экспертный корпус, собственный научно-методический, издательский, образовательный центр; не позволяют вести мониторинг состояния и качества межнациональных отношений, оказывать помощь на местах в урегулировании конфликтных ситуаций и т.п.

Осмысление практики деятельности Ассамблеи народов России и  зарубежных межнациональных объединений, подобных ей, подводит к выводу, что именно на её базе такой механизм может быть выстроен в достаточно сжатые сроки. Пока же Ассамблея остается неуверенным звеном государственно-общественного механизма устойчивости и порядка, не способным в нынешнем своем формате осуществлять перечисленные выше функции, в полной мере отвечать своему предназначению.

При решении задачи создания в России эффективного инструмента гармонизации межнациональных отношений следует с особым вниманием отнестись к многообразной и плодотворной деятельности Ассамблеи народа Казахстана, возглавляемой Президентом страны Н.А. Назарбаевым. Этот общественный орган прочно утвердился в качестве авторитетной инстанции, его рекомендации в адрес государственных, хозяйственных, общественных органов, коммерческих структур не остаются без реакции, без квалифицированного рассмотрения. Созданная в Республике Казахстан разветвленная инфраструктура Ассамблеи позволяет чутко отслеживать малейшие шероховатости, несовершенства, возникающие в практике межнациональных отношений. Причем бремя разрешения конфликтных ситуаций возлагается преимущественно на сами этнокультурные объединения, участвующие в конфликте, на их руководителей, советы старейшин, другие общественные органы, кровно заинтересованные в поддержании мира и стабильности в рамках существующего в стране правопорядка.

Чрезвычайно важно, что при этом в разрешении вопросов широко участвует аппарат республиканских и региональных органов власти. Рекомендации Ассамблеи народа Казахстана в адрес правительства республики, министерств, ведомств, руководителей регионов неукоснительно исполняются.

Особый интерес представляет повседневная кропотливая работа Ассамблеи народа Казахстана с этническими элитами, целенаправленное формирование позиции этих элит по ключевым проблемам политического и социально-экономического развития страны, широкое вовлечение их в государственное строительство, перенесение центра тяжести разрешения возникающих межнациональных проблем именно в национальные диаспоры.

Пристального внимания заслуживают также сложившиеся формы и методы многообразной и эффективной работы с молодежью.     Первостепенное внимание в этой работе уделяется патриотическому, интернациональному воспитанию, профессиональному образованию, «погружению» молодежи в созидательные задачи строительства процветающего государства.

Все это позволяет Ассамблее народа Казахстана устойчиво занимать высокое место в иерархии механизмов реальной власти, быть основным инструментом координации межнациональных отношений, добиваться проведения своей линии, но главное – с участием широких общественных сил последовательно и повсеместно обеспечивать межэтнический мир и плодотворное сотрудничество всех национальностей на территории Казахстана.

Возвращаясь к нашим насущным потребностям, хочу обозначить другую, общую для всех национально-культурных объединений,  проблему – отсутствие  помещения для Дома народов России. С 2000 по 2011 годы Ассамблея народов России арендовала павильон «Центральный» ОАО «ГАО ВВЦ» и совместно с ВВЦ реализовывала проект «Дом народов России», вносивший немалый вклад в сохранение самобытных культур и укрепление дружбы народов России, в создание имиджа ВВЦ, как культурно-просветительского центра и центра сотрудничества между регионами РФ и странами СНГ.

Дом народов России успешно работал в течение 10 лет. При нем были созданы и плодотворно работали Российско-Арабский университет, Комитет по культуре, творческое объединение "Музыка двадцати веков" и этнические фольклорные ансамбли, Театр Дома народов России с участием народной артистки СССР З.М.Кириенко и других известных российских актеров. Деятельность Театра Дома народов России получила широкое признание публики в Москве и регионах.

Все эти годы функционировал Музей дружбы народов России (директор - Ю.С. Дербенев). В фондах Музея дружбы народов собраны и хранятся около свыше 10000 уникальных экспонатов об истории и культуре народов России. Библиотечный фонд Дома народов России насчитывает свыше 7000 томов книг о народах России.

Однако, с января 2011 года деятельность Дома народов России и всех его структур приостановлена в связи с завершением срока аренды Центрального павильона и отказом руководства ВВЦ её продлить. И все экспонаты музея, многочисленные книги оказались в коробках, в которых они по сей день хранятся.

Есть поручение Президента России В.В. Путина о создании Дома народов России, которое, к сожалению, пока не выполнено.  Надеюсь, что Федеральному агентству по делам национальностей удастся решить эту задачу, и у всех общероссийских общественных объединений появится свой дом – Дворец единства народов России, который станет подведомственным учреждением ФАДН и главным всероссийским информационным, методическим, методологическим и образовательным центром в сфере национальных отношений.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19.12.2012 г. №1666 и утвержденной Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, перед Ассамблеей и другими институтами гражданского общества ставятся новые задачи по участию в укреплении государственного единства и целостности России, сохранению этнокультурной самобытности ее народов, формированию общероссийской гражданской идентичности и укреплению духовной общности россиян.

Положительное решение наболевшего вопроса – создание Дворца единства народов России - станет достойным вкладом в реализацию Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации, укрепление межнационального мира и согласия в нашей стране.

 

- Как меняется ситуация в сфере межнациональных отношений в последние годы?

- В последние годы  мы видим,  как выверенно, аккуратно, но в то же время последовательно и твёрдо принимаются меры  по восстановлению социальной справедливости во всех пластах общественной и государственной жизни, по отладке и оптимизации управленческих решений и механизмов,  выравниванию социальных дисгармоний, повышению благосостояния народа, упрочению основ российской государственности, борьбе с коррупцией, преступностью, возрождению экономической и оборонной мощи и державного величия Российской Федерации.

Панорама развернувшейся в России гигантской созидательной работы по преобразованию страны не может не впечатлять. Итогом проводимого сегодня курса является всё более эффективный механизм взаимодействия государственных и общественных институтов, способный обеспечивать устойчивость и порядок в стране, восстанавливать социальную справедливость, повышать защищённость всех слоёв населения, возрождать экономическую мощь и державное величие России. И мы видим, как государство, опираясь на этот механизм, постепенно овладевает «искусством справедливости» и поэтапно утверждает мир духовного единства, мир гражданского согласия, мир экономического сотрудничества, мир межэтнического добрососедства, мир межконфессионального вероуважения. Видна и долгосрочная перспектива такого курса – формирование нового мирокультурного пространства России, где не останется места для антинародных, сепаратистских, эгоистических, экстремистских и прочих антиобщественных проявлений.

Мы можем говорить о том, что в последние годы ситуация в отношениях между этносами, проживающими в стране, меняется в лучшую сторону, и здесь сыграла роль сплачивающая сила мощных, патриотичных общественных явлений, таких, как победы российских спортсменов на Олимпиаде в Сочи, возвращение Крыма в Россию, акция «Бессмертный полк». Однако успокаиваться нельзя: поводов для создания напряженности может быть немало. Кроме того, существуют внешние силы, которые нацелены на размежевание российских народов, притертых друг ко другу в течение столетий. Это постоянная работа. При чем совместная работа и органов власти, и институтов гражданского общества.

В связи с этими обстоятельствами мы явно ощущаем, что деятельность Ассамблеи находится в эпицентре общественных событий. Об этом говорят факты только нескольких последних дней: заседание Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям в Астрахани, поддержка Президентом идеи проведения Года российской нации, которая впервые была озвучена на заседании Совета Ассамблеи народов России 8 июля 2016 года; празднование Дня народного единства, вручение первой президентской премии за вклад в укрепление единства российской нации председателю Госсовета Дагестана Магомедали Магомедову. Квинтэссенцией этих событий являются два понятия -  патриотизм и единство российской нации -  это и главные темы нашей работы.

 

- Каким испытаниям подвергаются отношения между народами России, каковы главные вызовы    на сегодня?

- Только общими силами мы можем вести борьбу против радикального ислама, вести эффективную работу против западных неправительственных организаций и фондов, которые расплодились в регионе в начале 90-х и методом «мягкой силы»  стремятся разрушить национальную идентичность народов как на территориях наших соседей, также и пытаются это сделать в нашей стране.

Продолжается проверка на прочность традиционных ценностей российского общества таких, как семейные отношения, соборность, идеалы нравственности, христианской терпимости, уважения к личности, просвещенного патриотизма и жертвенного служения Отечеству.

 

- Вы занимаетесь мониторингом ситуации на местах. В каких регионах ситуация самая непростая и почему?

- Любой гражданин, кто хоть изредка знакомится со сводками новостей, может назвать эти точки напряженности на нашей карте. Регионы Северо-Кавказского федерального округа, где продолжается борьба с бандами террористов. Регионы, граничащие с Украиной, с Прибалтийскими государствами. Наши внешние оппоненты создают на границах очаги напряженности, и это всегда накладывает отпечаток на отношения людей: бок о бок живут представители разных народов, и искусные информационные вбросы могут создать водораздел между этносами, соседями, даже между членами одной семьи, помните, как это было в нашу Гражданскую войну? Вот где необходима терпеливая, убедительная работа общественников для сохранения стабильной межнациональной ситуации.

 

- Каких ошибок в проведении национальной политики следует избегать?

- Уверена, что энциклопедия таких ошибок -  проведение национальной политики в Европе. Посмотрите, как государства Старого Света с богатейшей национальной историей и культурой, с непоколебимой, казалось, национальной идентичностью, растеряли все это в угоду    унификации на основе американской массовой культуры, отказа от собственных национальных культурных, религиозных, этических ценностей. Мы не должны допустить этого массового помешательства с уничтожением национального достояния каждого народа, попирания законов в угоду заокеанским кукловодам, распространения порока и насилия.

В.В. Путин на заседании Совета по межнациональным отношениям в Астрахани сказал: «Межнациональные отношения – область очень тонкая и чувствительная. И действовать нужно предельно деликатно, аккуратно. Косность, формальное и бюрократическое отношение к делу не просто недопустимы, но и чреваты опасными, а иногда и разрушительными последствиями».

 

- Насколько серьезное влияние на народы России оказывают последние события в мире и в первую очередь, усиление давления на страны и регионы со стороны радикального ислама?

- Конечно, серьезное. Все мы понимаем, какие значительные капиталы вкладываются в информационную войну против нашей страны; какие силы втянуты в вербовку молодых людей, которые призваны стать, по образному выражению Л.Н.Толстого,  «пушечным мясом»;  в вербовку юных девушек, призванных стать машинами по производству младенцев – будущих боевиков  банд террористов.  Радикальные исламисты настроены на месть за свои поражения в Сирии. Все это -  проблемы, которые вместе со всем обществом должны решать и общественные объединения, реализующие деятельность в сфере межнациональных отношений.

 

-Что нужно делать, чтобы нейтрализовать возникающие угрозы?

- Обществу необходима консолидация. Такая же мощная, плечом к плечу, как в годы Великой Отечественной войны.

Нужна кропотливая ежедневная работа по преумножению Добра. Главным ориентиром преобразований призвана стать Духовная Культура. Ее поистине можно назвать культурой здравого смысла, способной изменять к лучшему реальную действительность, быть нравственно-этическим мерилом человеческих отношений.

Особая роль в этом всеохватном мировом процессе, несомненно, принадлежит России. Именно Россия имеет возможность возглавить его, показав пример обновления, утверждая во всех пластах социального и государственного устройства идеалы и ценности Духовной Культуры. Основная Миссия России – нести добро и мир во всем мире. 

Мир меняется в худшую сторону, но эти ориентиры остаются неизменно востребованными Россией, в отличие от других представителей мирового сообщества. Ими являются человеческая справедливость, всемирная отзывчивость, созидательное творчество народа, стремление к общей гармонии жизни. На их основе то там, то здесь возникают новые очаги развития, новые точки роста.

В нашей стране начались позитивные изменения. Крепнет всенародная поддержка политики курса Президента России В.В. Путина, практических действий, базирующихся на этих глубинных закономерностях российской жизни. Россияне всех национальностей всё теснее сплачиваются во имя Родины, во имя сохранения её целостности и единства, во имя реализации её исторического призвания и предназначения, во имя её особой эволюционной роли. 

 

- Какой опыт отдельных регионов по гармонизации межнациональных отношений следует взять на вооружение остальным субъектам федерации?

В каждом субъекте Российской Федерации накоплен свой уникальный опыт в этой сфере, и мы поставили своей целью собирать и тиражировать лучшие практики. Эта работа начата на сайте Ресурсного центра Ассамблеи народов России, и конца ей не будет, так как в ряды энтузиастов этой сферы общественных отношений вливаются все новые люди, с потрясающими идеями. Мне особенно хочется отметить, что в завершившемся в октябре Конкурсе лидеров НКО и общественных объединений, реализующих деятельность в сфере национальных отношений, участвовали лидеры в полном смысле этого слова от 15 до 85 лет!

Примечателен опыт Ленинградской области, в которой создана стройная система реализации государственной национальной политики: успешно функционируют Дом дружбы Ленинградской области и Дома дружбы в каждом муниципальном образовании области, которые оказывают методическую, информационную, образовательную поддержку этнокультурным объединениям.  Интересен также опыт вашей области в сфере миграционной политики: мониторинговый центр собирает сведения жителей о местах массового проживания и работы иностранных граждан. Эти сведения направляются в УФМС и ГУ МВД по всей области. Это, конечно, большое подспорье в работе. На основании этих сведений реализуется проект «Школа для мигрантов «Вы приехали в Ленинградскую область».

Настоящей школой народной дипломатии является деятельность общественных объединений Оренбургской области в приграничных районах с Казахстаном.

Учиться практике единения многочисленных народов мы можем в Республике Дагестан. Совсем неслучайно бывший Глава Дагестана М.М. Магомедов получил Президентскую премию за вклад в укрепление единства российской нации.

Хочу отметить также такие субъекты, как Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Пермский, Ставропольский и Хабаровский края, Астраханская, Волгоградская, Ивановская, Самарская, Свердловская, Ульяновская, Ярославская области.

Без преувеличения скажу, что каждый регион нашей великой страны вносил и вносит свой неоценимый вклад в это важнейшее дело.

 

- Вы часто занимались проведением круглых столов по вопросам национально-культурного диалога. Какие уроки вынесли для себя из этого общения?

- Ассамблея накопила значительный опыт по проведению мероприятий различных форм: круглые столы с участием представителей различных организаций, экспертные круглые столы с участием выдающихся ученых в сфере национальных отношений России и других государств, мы создали модель семинаров в федеральных округах, мы проводим Конгрессы и Форумы, последний из которых состоялся только что, 2 ноября, накануне Дня народного единства, -  Первый Форум народов России и Евразии.

Мы используем в организации таких мероприятий многослойную систему: законодательная власть, исполнительная власть, экспертное сообщество, общественные активисты, этнокультурный пласт. Ассамблея выступает равноправным партнером с государственными органами, и это понятно нашим многочисленным общественникам во всех уголках страны. Результат будет только тогда, когда мы выполняем работу вместе.

Главный урок – востребованность нашей работы. Я понимаю, что мы нужны. Нужны и власти, и людям.

 

- Как бы вы охарактеризовали ситуацию в Ленинградской области? На что следует обратить первостепенное внимание в нашем регионе?

- Задачи мы решаем идентичные во всех регионах. В Ленинградской области есть опыт, которым она может поделиться и на котором можно строить совместную работу. Интересная работа по гармонизации этноконфессиональных отношений, формированию гражданского единства ведется в области в рамках государственной программы «Устойчивое общественное развитие в Ленинградской области», в которой реализуются две приоритетные подпрограммы: «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области» и «Поддержка этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов Ленинградской области».

Один из ваших интересных проектов  - Этнокультурный фестиваль Ленинградской области «Россия – созвучие культур». В этом году он проводился в третий раз, и я имела четь присутствовать на этом замечательном празднике.

Мне очень нравятся два ваших сайта - Форум народов Ленинградской области и сайт коренных малочисленных народов, который получил высокую оценку Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям.

У вас действует Экспертно-консультативный совет по национальной политике, и это тоже потенциальная тема для сотрудничества. Научно-экспертный совет создан при Ассамблее народов России, его возглавляет такой видный ученый в сфере национальной политики, как академик В.А.Тишков. Думаю, можно построить интересную совместную работу московских и петербургских ученых на благо общего дела.

И еще один факт: в 2017 году Ленинградской области предложено провести Европейский и федеральный Сабантуй, и мы готовы к сотрудничеству.

К сожалению, в Ленинградской области пока нет регионального отделения Ассамблеи народов России, надеюсь, что его создание не за горами, и тогда деятельность национально-культурных объединений обогатится новыми знаниями, новым опытом, лучшими практиками, которые аккумулирует Ассамблея, а органы государственной власти области и органы местного самоуправления приобретут в лице Ассамблеи народов России надежного партнёра.

А на базе Дома дружбы Ленинградской области совместно реализуем на практике модель ресурсного центра в сфере национальных отношений.