«ТЕПЕРЬ Я НЕ БОЮСЬ СЛОВА «ГРАНТ»» Заметки после необычного тренинга

19/12/2015 23:50

Такое искреннее резюме одной из участниц тренинга стал выстраданным и долгожданным итогом двухдневной общей работы. В Якутске муниципальные чиновники и общественники стали участниками Дальневосточного окружного семинара «Дом дружбы как модель ресурсного центра в сфере национальных отношений» в рамках Форума-диалога «Национальное многообразие — единство России». Более 50 участников прошли активное тренинговое обучение по составлению проектов в сфере национальной политики.

О ДЕЛИКАТНОМ ВОПРОСЕ ОТКРОВЕННО

Национальный вопрос традиционно считается деликатным. Поскольку он касается самой сути человека, связан с сокровенными корнями и глубинным самосознанием. Легко этот вопрос взбудоражить, сложно сгладить. Между тем одними пафосными лозунгами, статистическими отчётами и социологическими опросами национальный вопрос не решить.

Сегодня в стране национальная политика реализуется на принципиально новом уровне. С возрастанием тревожности мировых политических процессов России необходимо быть сильной как никогда — быть сильной изнутри, быть сильной единством российской нации.

В многонациональной стране этническая разобщённость объективно присутствует, но проблемы часто не озвучиваются, решаются узким кругом в кулуарных форматах.

Именно поэтому вдвойне отрадно оказаться на площадке, в которой этот деликатный вопрос обсуждается откровенно, но без надрыва, грамотно, эмоционально, но вместе с тем рационально.

Сегодня развитие некоммерческого сектора идёт семимильными шагами. Гражданские инициативы находят поддержку у государства. Активный человек может найти применение своей созидательной энергии практически в любой сфере. Лишь бы собрал команду единомышленников и грамотно защитил свой проект. Развитие некоммерческого сектора в сфере национальной политики звучит многообещающе. Прошедший в Якутске семинар-тренинг стал ярким тому подтверждением.

Если приложить определённые усилия, найти финансирование для некоммерческого замысла вполне реально — необходимо написать проект, защитить и выиграть грантовый конкурс. 

В Республике Саха (Якутия) в каждом муниципалитете есть сотрудник местной администрации, который курирует реализацию национальной политики, каждый глава несёт персональную ответственность за состояние межнациональных отношений. Структура создана. Ответственность возложена. Полномочия определены. Оставался открытым вопрос — как поставить работу по реализации национальной политики в муниципалитетах на правильные рельсы?

КАК ПРОЙТИ ПО МОСТУ, КОТОРЫЙ РАЗДЕЛЯЕТ «ХОЧУ» ОТ «МОГУ»

Ирина Галанова, заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России, методолог Школы активизации гражданственности (ШАГ), провела тренинг, во время которого участники научились необходимым навыкам по составлению проектов. Эксперт показала алгоритм перевода проблемы в задачу, затем как из задачи рождать идею проекта, написать и защитить проект, «которому можно верить». После тренинга одна из участниц говорит: «Теперь я перестала бояться слова «грант»".

Работа началась с того, что каждый участник лично написал три актуальные проблемы в сфере национальных отношений, затем их внес в общий список проблем. Таких острых пунктов набралось 23-27 в каждой из трех групп участников — это «языковой барьер», «нежелание знать традиции другого народа», «личная неприязнь по национальному признаку», «нехватка интернационального воспитания в детсадах и школах», «трудности воспитания детей в межнациональной семье», например (причём, во всех группах проблемные вопросы повторялись). Затем путём выставления баллов выявили топ самых острых проблем.

Я, как наблюдающий за процессом, вначале была слегка озадачена, идея показалась сложноосуществимой — аудитория большая, незнакомые друг другу люди, тема деликатная… Однако под чутким руководством тренера оркестр заиграл! Ни одно мнение не осталось неуслышанным, из множества проблем кристаллизировались самые актуальные и в этом процессе участвовали все! Именно сопричастность к общем делу и ответственность за результат раскрепостила людей и началось сотворчество, загорелись глаза.

По итогам двухдневной работы тренинга участники защитили три проекта. Темы проектов были выбраны самими участниками.

«Электронный разговорник для гостя Якутии» предлагается выпустить в виде приложения к мобильному телефону, выставить в Play Market и App Store. Приложение кроме разговорника может содержать красочные мини-презентации о Якутии, о местных традициях и обычаях народов, живущих здесь, о достопримечательностях региона. Авторы проекта предлагают выпуск приложения приурочить к проведению международных спортивных игр «Дети Азии» и даже придумали несколько фраз, которые обязательно должны быть в разговорнике — «Как мне нравится здесь находиться!», «Мое сердце полно любви к вам».

Яркой иллюстрацией ценности такого ресурса, как знание языка, стала личная история Антонины Струговец из Алданского района о том, как русскую семью направили работать в якутское село. Её отец работал ветеринаром. Ежедневно он методично объяснял дояркам, как ухаживать за новорождёнными телятами. Но что-то не стыковалось, падёж молодняка не прекращался. Однажды его мудрая жена дала мужу толстый словарь — русско-якутский. «Учи язык!» Через две недели русский ветеринар стал немного изъясняться на якутском языке и доярки «услышали его»! Сердца открылись, отчуждение ушло, не оттого, что девушки раньше русского языка не понимали, а наконец-то почувствовали искреннее участие. 

Вторая группа представила проект создания «Центра сохранения семейных ценностей и традиций». Авторы предлагают организовать такой центр в любом районе или городе при домах культуры как место для межнационального общения разных семей. Поскольку семья — это важнейший ресурс для воспитания детей в духе достижения мира и согласия между разными народами и культурами.

Проект «Интернациональное воспитание учащихся начальных классов» направлен на смягчение языкового барьера, на уменьшение чуждости по этническому признаку, поскольку, по мнению участников, в многонациональных школах наблюдается некоторая напряженность. Младшие школьники были выбраны как наиболее перспективная для воспитательной деятельности аудитория. 

Участники тренинга не были новичками, у многих есть опыт руководящей работы, есть практика составления проектов и победы в грантовых конкурсах. Тем не менее, все получили багаж новых ценных знаний и навыков, позитивный заряд для дальнейшей работы, возникли свежие идеи, появилось желание созидать и помогать своим землякам при составлении проектов.

Надежда Васильева, преподаватель Педагогического колледжа, говорит, что проектной деятельностью занимается несколько лет. «Третий год не могла завершить один проект. Теперь у меня упорядочились мысли и появились силы для его завершения. На тренинге нам показали, как создавать условия для совместной командной работы».

Роман Юшков из Алдана отметил: «Семинар стал ударом по эгоизму, когда в написании проекта учитывается только одно мнение, собственное. Надеюсь, что опыт распространится по всей республике и послужит нашему единению».

Христина Кривошапкина из Момского улуса: «Впервые участвую в подобном тренинге, удалось найти единомышленников. Будем работать одной командой во благо всей республики».

Светлана Третьякова, заместитель главы Среднеколымского района: «Мне очень понравился семинар, уезжаю полной новых идей и замыслов. Обязательно нечто подобное проведу у себя в районе. Люди должны знать это. Научиться писать и защищать проекты — это необходимо!«

ГЛАВНОЕ — ЧУВСТВОВАТЬ СВОЮ СОПРИЧАСТНОСТЬ

Ирина Галанова, тренер, эксперт Ассамблеи народов России: «В своих семинарах мы отходим от митинговой формы, когда выступающий единолично вещает для слушателей. В тренингах мы достигаем стопроцентную вовлеченность участников в процесс работы. Здесь важно мнение каждого и оно обязательно учитывается при подведении итогов. Во время тренингов в регионах участники для нас — первоисточники. Их мнение — живая информация из первых уст. Это помогает нам владеть картиной происходящего в целом по стране. Здесь собралась очень интересная группа — представители муниципальных органов власти, общественники, педагоги, библиотекари. Это и есть гражданское общество».

Прошедшее мероприятие продемонстрировало, что активные тренинговые формы обучения, обычно применяемые для личностного роста или среди продажистов и бизнес-менеджеров, могут быть эффективны и в сфере государственного и муниципального управления. Несомненно, подобные тренинги — это новая тенденция в обучении управленцев разных уровней исполнительной власти, тем более в сфере национальной политики. Такая работа эмоционально и информационно насыщенна, позволяет в короткие сроки переформатировать устоявшиеся методы рутинной работы. 

«Во время тренингов человек проходит путь от осознания проблемы до создания проекта. Он проходит путь от обличителя до созидателя. Меняется его социальная роль, его позиция по отношению к проблемной ситуации. Это принципиальный момент», говорит Ирина Владимировна. 

Тренер видит смысл своей обучающей программы глобально: «Наши предки собрали огромную страну. Такую обширную территорию можно удержать только духом. Нас объединяет единый культурный код, но в современном мире много деструктивных вызовов. Наша общая цель - чтобы наши дети не стали врагами».

Действительно, если приподняться над текущими вопросами сегодняшнего дня, национальная политика создаётся и реализуется во имя мира и дружбы между народами, которые образуют единую нацию нашей прекрасной, многоликой, великой Родины — России!

 

АВТОР: Матрена ПРОКОПЬЕВА,
журналист, член Союза журналистов России
рrokopieva
_mg@mail.ru
89142268134